Статьи

Как правильно чистить инжектор

Начнем с причин засорения инжектора:

  • некачественный бензин;
  • «плохая» очистка воздуха;
  • постоянное образование смолистых (углеводородистых) отложений

А как результат, потеря мощности и приемистости, неустойчивая работа в режиме холостого хода, повышенный расход топлива, плохой запуск двигателя (особенно в условиях «крепких морозов») - вот лишь некоторые из последствий засорения инжектора. При этом справиться собственными силами с очисткой автолюбителю не по силам. Периодичность чистки системы впрыска при работе на отечественном топливе составляет 20 - 30 тысяч км пробега автомобиля, или примерно через два года эксплуатации. В то же время точно назвать сроки и пробег трудно, поскольку все зависит не только от условий и района эксплуатации, но и от случайных факторов, например: сбои в электронной системе управления двигателем (сбои рабочих режимов систем питания или зажигания). Засорение системы питания может произойти довольно быстро, если заправляться низкокачественным бензином. Именно поэтому следует отдавать предпочтение проверенным заправкам, где вам точно не зальют суррогат. А вот путешествуя по долгу службы или во время отпуска за приделы «родных мест» остается лишь надеяться на удачу.

Диагностика инжектора производится с помощью различного специального тестового оборудования, но все эти тесты носят косвенный характер по отношению к диагностике физического состояния самих форсунок. Для непосредственного диагностирования форсунок их необходимо снять с двигателя. Широкие диагностические возможности специальных стендов позволяют определить всевозможные неисправности и локализовать их источник. Если диагностика покажет, что инжекторы «больны» - их очистка неизбежна.

Существует два способа очистки форсунок: жидкостный (химический) и ультразвуковой. Каждый из них имеет ряд методик. Больше всего различных методик на основе жидкостного способа. Жидкостный назван так потому, что для очистки элементов системы питания используется специальная жидкость - сольвент. Он в свою очередь может быть «одноконтурным» и «двухконтурным». Они осуществляются без демонтажа инжектора. Ультразвуковой предполагает разборку системы впрыска - снятие инжектора с двигателя. Процесс очистки форсунок производится в ванне специального стенда.

Разновидности жидкостной очистки

Среди жидкостных способов есть кажущийся простым, доступным, и потому рассматриваемый как вариант самостоятельной чистки инжектора. Он основан на подмесе прямо в топливо специальных присадок. Основной риск данного вида очистки связан с механизмом действия и его основным достоинством - промывка всей топливной системы. Как пишут в аннотациях к этим средствам автохимии: «препарат удаляет все виды грязей, со всех деталей топливной системы, начиная с бензобака и заканчивая камерой сгорания». Химические активные вещества такого «комплексного очистителя», заливаемого в бак, растворяя отложения и грязь, провоцируют еще большее засорение тончайших каналов форсунок. Приводят к росту отложений в топливной рампе и регуляторе давления. Главное предназначение такой автохимии - профилактика. Даже самые «мягкие» из этих препаратов рассчитаны на применение в изначально чистой бензомагистрали.

Одноконтурная и двухконтурная жидкостная очистка осуществляется с помощью специальной установки.

Схема одноконтурной очистки форсунок выглядит так: чистящая жидкость под давлением подается на вход топливной рейки, а штатный бензонасос отключается. Величина давления выбирается ниже порога открытия регулятора установленного на топливной рейке, чтобы сольвент не попадал в топливный бак. Двигатель запускается и работает на сольвенте около 20 минут и более, в зависимости от загрязненности форсунок. Чаще используются более сложный алгоритм из трех циклов по 15 - 20 минут: двигатель работает на сольвенте; отмокание; двигатель снова работает на сольвенте.

По двухконтурной схеме задействуются не только подающая, но и возвратная бензомагистраль от рампы. На первом этапе сольвент прокачивается только по топливной рампе, в это время форсунки закрыты и не задействованы, тем самым производится предварительная очистка рампы и регулятора давления. Далее, как правило, очистка идет по описанному выше алгоритму в три цикла.

Очистка форсунок с помощью ультразвука производится в специальной ультразвуковой ванне. В нее помещаются демонтированные форсунки. Ванна предварительно заполняется специальной подогретой жидкостью (примерно 2,5+3,0л), которая не содержит каких-либо химических активных веществ. Промывка форсунок сопровождается приведением в действие управляющими импульсами с переменной частотой их электромагнитных клапанов, что повышает эффективность очистки. Для полной очистки выполнятся «обратная» промывка форсунок - жидкость через специальные переходники подается в обратном направлении. В результате остатки загрязнений полностью удаляются из форсунок. Затем их вновь диагностируют по всем параметрам (производительность, герметичность, факел распыла и т.д.). При необходимости процедура очистки и тестирования повторяется до тех пор, пока все параметры не войдут в норму. Собственно процедура очистки форсунок с помощью ультразвука происходит следующим образом. На дне ванны установлен ультразвуковой излучатель. Эффект очистки достигается не за счет ультразвуковых вибраций жидкости, как кажется, а за счет физического процесса, именуемого кавитацией (процесс образования в жидкости и последующего схлопывания газовых, точнее кавитационных пузырьков). При разрыве кавитационного пузырька происходит акустический (гидравлический) удар, сопровождаемый локальным повышением давления, которое может достигать нескольких тысяч атмосфер. Эти микроскопические, но мощные удары и очищают форсунки. Интенсивность кавитации может зависить от сочетания мощности излучателя и температуры жидкости. Исследования показали, что наилучшие результаты очистки от загрязнений форсунок инжекторов достигаются при мощности генератора от 50 до 150 Вт и температуре жидкости в ванне около 60 градусов по С. Ультразвуковые стенды сконструированы с учетом всех этих особенностей.

Плюсы жидкостной (химической) очистки:

  • эффективно справляется с умереннымизагрязнениями форсунок;
  • одновременно очищаются другие узлы топливной системы.

Минусы жидкостной (химической) очистки:

  • необходимость замены свечей зажигания;
  • невозможность очистки предельно загрязненных форсунок;
  • ограниченное применение для двигателей с большим пробегом и критическим износом цилиндров и поршневой группы (В таких цилиндрах компрессия частично обеспечивается за счет слоя нагара. Для такого двигателя данный вид очистки (из-за смытого нагара) может обернуться потерей рабочего уровня компрессии.).

 

Плюсы ультразвуковой очистки:

  • процесс очистки более интенсивный;
  • есть возможность контролировать результаты и повторять процедуру до тех пор, пока параметры не войдут в норму;
  • устранение различных неисправностей.

Минусы ультразвуковой очистки:

  • промываются только форсунки;
  • необходимость демонтажа/монтажа, замена уплотняющих элементов, удорожают процедуру.

 

Таким образом, жидкостный способ можно рекомендовать как техническое обслуживание системы впрыска через каждые 20-30 тыс. км при умеренном загрязнении форсунок. Ультразвуковой способ же лучше применять, когда есть явные показания на значительное уменьшение производительности форсунок или когда данные диагностики не позволяют точно установить неисправность. При пробеге близком к 100 тыс. км это неизбежная и необходимая процедура. 

 

 

Статьи